среда, 1 сентября 2010 г.

"оттуда" никто не возвращался

Говорят, "оттуда" никто не возвращался. Так ли это? Кто знает ответ на этот вопрос - молчит. Таков неписаный закон. Некоторые уверяют: "Я был там, но вернулся!". Они добросовестно заблуждаются, если говорят об этом вслух. Постоять на пороге - не значит переступить его. И что такое сам "порог"? Этакая незаметная и весьма условная граница двух миров - небесного и земного, непроходимая для простого смертного? А вдруг она - лишь начало весьма непростого пути, состоящего из череды неких комнат-пространств, среди которых есть Зеркальная Комната? В нее можно попасть и с той, и с другой стороны и благополучно вернуться назад. Иногда там могут встречаться люди, как пассажиры поезда в межвагонном переходе... или на интернетовском форуме. Чтобы поговорить, обменяться опытом, исповедаться, облегчить душу, очиститься от грехов...


Численность "постояльцев" Комнаты увеличивалась. Вошедшая молодая привлекательная женщина обвела всех своим проницательным взглядом, словно невзначай обратила внимание на себя же, отражённую во множестве зеркал. Приветливо улыбнулась в ответ на приветствия. Подошла к сидящей чуть в сторонке единственной среди мужчин девушке, взяла её за руку. Повернувшись к остальным и немного вскинув голову, сказала безо всякого вступления:
- Говорят, бывших наркоманов не бывает? Бывает. Но об этом не принято кричать. Я одна из них. Мне велено рассказать вам о том, как всё было. Я, правда, плохой рассказчик. А здесь собрались такие люди...
- Здесь все равны, Елена.
Женщина обратила свой взор к подошедшему мужчине. Они долго смотрели друг на друга. Когда она украдкой смахнула набежавшую слезу, мужчина громко сказал, не отрывая своих глаз от Елены:
- Она просит меня за неё рассказать свою историю. А если сочтёт нужным, поправит меня, где я буду неточен.
Женщина кивнула с благодарностью и села рядом с Ириной. Та приобняла её за плечи.
- Дело в том, что мы хорошо знакомы, если не сказать больше. Я начну.

Однажды зимой ко мне на работу явилась молодая русская женщина. До этого она несколько раз звонила, представившись Еленой, сказала, что очень хочет увидеться "по личному вопросу"."оттуда" никто не возвращался
Робкая, застенчивая. На вид лет двадцати пяти. Невзрачная, в старенькой, явно с чужого плеча шубе, посетительница вошла в кабинет. Пыталась улыбаться, но чувствовалось, она переживала не лучшие времена своей жизни.
Лена призналась сразу во всём. Наркоманкой стала четыре года назад. Героин. Приехала в Россию из Казахстана с намерением коренным образом изменить жизнь, в том числе уйти от наркотической зависимости, от компании, от злой судьбы. Но не тут-то было. Сняла комнату. Незнакомый город, незнакомые люди. Состояние ломки. Невмоготу. Беспричинный страх, озноб, боли во всём теле. Нарастающая паника. Некому помочь, да и негде взять дозу. Не осталось и денег. На это и был весь расчёт. "Или умру, - думала она, - или произойдёт какое-то чудо".
Случайно на глаза ей попалось газетное интервью со мной, где я всуе обмолвился о некотором личном опыте, не касающемся впрямую наркотиков или алкоголя, а так, больше жизненный. Была и моя фотография. И Елене показалось, что именно ЭТОТ человек, чьё фото больше приковало внимание, чем содержание статьи, способен помочь. Во всяком случае, примет и выслушает.
Через редакцию правдами и неправдами раздобыла контактную информацию обо мне. Позвонила, нашла какие-то не очень связные и внятные слова и пришла...
Надо отметить, что на родине в Казахстане в результате инфекции от нестерильного шприца у девушки развился перитонит, приведший к сепсису. Она дважды перенесла клиническую смерть. Врачи сделали невозможное. Кишечник буквально полоскали в тазу с марганцовкой, почти не рассчитывая на благоприятный исход. Пришлось удалить один яичник. Но Лена выжила, долго лежала в больнице. "оттуда" никто не возвращался
К тому времени, когда мы встретились, у неё вдоль жуткого шрама через весь живот (операционную рану зашивали наспех, портняжным швом, как труп после вскрытия) гноились многочисленные свищи. Из некоторых торчали концы шёлковой нити, так называемого шовного материала... Но не будем хулить тамошних хирургов. Не суди, да несудим будешь.
Я не отказал девушке в помощи. Точнее, я взялся помочь.
Предоставил нетяжелую работу, чтобы были хоть какие средства на пропитание, отправил к местным хирургам. Подлечили, подлатали. Иссекли свищи и старые рубцы, на месте которых теперь был незаметный косметический шов. Потом поработал знакомый стоматолог-протезист, поскольку - ещё казус - постоянно вылетал металлокерамический мост на трёх передних зубах. Вообще, состояние её поначалу было удручающим.
"Живых" денег непосредственно в руки я не давал. Знал, чем может это кончиться, хотя и догадывался, что найти наркотики в незнакомом городе будет непросто. И тем не менее. "оттуда" никто не возвращался.
Не помню, на какой день после нашего знакомства я, лично сопровождавший её всюду, решил отпустить Лену одну на очередную стоматологическую процедуру и дал некоторую сумму для оплаты услуг протезиста. Я знал, на что иду, видя её состояние, которого она и не скрывала. Но мне показалось, это испытание она пройдёт. Скажу откровенно, она боялась брать деньги, но я заставил. И взял с неё слово, что деньги пойдут по назначению. Мы долго и молча смотрели друг другу в глаза. Я помню её глаза... Боль, страдание, страх, надежда, сомнение и вера в Чудо.
До стоматолога в тот день она не дошла. В транспорте ей стало совсем худо. В замутнённом ломками сознании родился хладнокровный план. Как зомби она отправилась к ближайшей аптеке. Внутрь она не заходила. Она ждала. Ждала долго, приглядываясь к посетителям. Состояние всё ухудшалось, хотелось лечь прямо на землю и свернуться в клубок или извиваться червём и выть...
Она дождалась "своего клиента". Это был молодой парень с измождённым лицом и специфическими глазами. Не узнать в нём "собрата" по несчастью она не могла. Скольких она повидала за четыре года!
Лена принялась за ним наблюдать, зайдя в аптечный салон, выстояла в очереди, посмотрела, что он брал. Брал он что-то очень характерное для таких случаев - какие-то "колёса" или компоненты для самопального изготовления "дури". Последовала за ним и, улучив удобный момент (или уже не хватало терпения), заговорила с ним.
Наркоманы - особая каста. Особенно наркоманы со стажем. Они умеют входить в положение друг друга и редко отказывают в посильной помощи. А уж узнать "своего" им, как правило, труда не составляет.
Поэтому личности были "взаимоидентифицированы" быстро. Информацию, где ближайшая "точка" по сбыту наркотиков, а также необходимые "коды-пароли" незнакомец, недолго колеблясь, всё же выдал приезжей девушке. Наскоро придуманная легенда сработала и на "точке". Деньги, зажатые в мокрой липкой ладони, обернулись дозой. Кажется, это был уже "заряженный" шприц...
...Лена шла как в тумане, ещё не зная, где она уколется - не на улице же на глазах у людей! Но в голове что-то происходило. Это был момент истины бывшего наркомана.

Сегодня мы услышали вызывающе-оптимистическое "приветствие": "Говорят, бывших наркоманов не бывает?". Признаюсь, я сам так иногда говорю. Но смотря, в каком контексте. Как утверждение - это скорее вызов Судьбы для тех, кто хочет покончить с прежней жизнью, кто настроен решительно и готов такой вызов принять. И доказать себе, людям, обществу, дьяволу... - бывает!!!

По дороге она выбросила шприц в снег, и твёрдым шагом пошла на встречу со мной. С раскаянием и сожалением о последнем искушении в её жизни, перед которым она всё же устояла.
Что происходило в её голове? Какие внутренние силы включились и помогли ей?

Лена встала со своего места.
- Я попытаюсь объяснить. Мне показалось в тот момент, что я стою перед какой-то непробиваемой зеркальной плоскостью и вижу в ней своё отражение: жалкое, растерянное и дезориентированное существо, потерявшее человеческий облик. Тогда я представила в своей руке алмазный стеклорез и, собрав все силы, решительно полосонула по стеклянной преграде. Потом ещё и ещё раз. Именно так мне и виделось: я секла и секла острыми гранями алмаза по ненавистному зеркалу в восторженном исступлении, роняя слезы. А в осыпающихся осколках отражались фрагменты моей потерянной жизни.

...Она стала одной из бывших.
После победы над наркоманией Лена как будто переродилась, обретя новые плоть и Душу. Какой она была и какой стала! Из апатичного, безвольного, деградирующего наркомана она превратилась в жизнерадостную, предприимчивую, красивую женщину, обаятельную и высокодуховную...
С тех пор прошло 10 лет. Личный опыт Елены не раз позволял и даже вынуждал её помогать другим оступившимся навсегда уйти от большой беды. Иногда успешно, иногда - увы. Но безучастной к проблемам других Елена уже оставаться не может. Она и работает-то в компании, где девизом служит лозунг: "Высшей оценкой деятельности нашего коллектива и главной наградой за труд каждого из нас являются искренние слова благодарности и счастливые слёзы обретших новую жизнь людей...".

Елена взяла руку рассказчика в свою и сказала, обращаясь к присутствующим:
- Спасибо. Спасибо за то, что выслушали мою историю...

Каждый выбирает свой путь сам. Но если рядом с тобой в самый трудный час оказывается кто-то, предлагающий помощь, отвергать её нельзя. Это знак Судьбы, означающий, что у тебя появился дополнительный, а порой и решающий шанс спастись.

Комментариев нет:

Отправить комментарий